Рефрижератор представляет собой комплекс, который состоит из двух равноправных частей: холодильная установка и изотермический фургон.
Важно, чтобы изотермический фургон и холодильная установка были согласованы по параметрам!
КАК ИХ ПРАВИЛЬНО СОГЛАСОВАТЬ?
Предлагаемый способ многократно проверен на практике. Суть способа в оценке степени изотермичности фургона. Для этого нужно измерить рулеткой размеры фургона изнутри, снаружи и определить толщину стенок фургона d. Как правило, толщина всех стенок и дверей совпадают, а если не совпадают, то возьмите среднее значение.
Определить толщину стенок нужно по формуле: d = (L - l) : 2, где L и l - размер фургона снаружи и изнутри.
Далее, вычислить натекание тепла в фургон через его ограждения по формуле: W = λ٠S٠ΔT : d.
В этой формуле:
W - натекание тепла в фургон через ограждение фургона, Вт;
λ - коэффициент теплопроводности теплоизолятора, который находится в стенках фургона. Для большинства применяемых теплоизоляторов λ = 0,04 Вт/м٠ºС;
S - площадь поверхности фургона, определяемая по формуле: S = 2 ٠(Д٠Ш+Д٠В+Ш٠В), где Д, Ш, В - длина, ширина и высота в метрах внутри фургона;
d - толщина стенок фургона в метрах, полученная, как было отмечено выше, из измерений размеров фургона изнутри и снаружи;
ΔT - разность температуры в градусах внутри и вне фургона. Будем считать, что в фургоне - 20 ºС, а снаружи +30 ºС, то есть ΔT = 50 ºС. Для примера оценим натекание тепла в фургон размером (Д ٠ Ш ٠ В) 3 ٠ 2 ٠ 2,1 метров, с толщиной стенки 80 мм (0,08 м). Такие фургоны ставятся на небольшие автомобили, например, на Газель. Определяем площадь поверхности фургона, для этого воспользуемся формулой S = 2 ٠(Д٠Ш+Д٠В+Ш٠В) = 2 ٠(3٠2+3٠2,1+2٠2,1) = 2 ٠(6+6,3+4,2) = 2٠16,5 = 33 м².
Теперь определяем натекание тепла в фургон по формуле: W = λ٠S٠ΔT : d = 0,04٠33٠50 : 0,08 = 825 Вт. Если бы фургон был изготовлен идеально, то натекание тепла было бы 825 Вт. Но идеальных фургонов не бывает и, как показывают измерения в нашей измерительной камере, натекание тепла в реальный фургон может быть раза в 1,5 и даже выше вычисленной по формуле цифры. Это связано со многими причинами, например:
Такой фургон на солнце нагревается намного сильнее, чем чистый фургон из белой плакировки. Поэтому полученную выше цифру, 825 Вт, рекомендуем умножить на 1,5, а если в фургоне при его эксплуатации еще несколько раз в час открываются двери, то умножить следует на 2. Получается 1650 Вт. Вот на эту цифру - холодопроизводительность холодильной системы при температуре в фургоне - 20 ºС и + 30 ºС на улице, и нужно ориентироваться. Холодопроизводительность холодильной установки при +30 ºС на улице и - 20 ºС в фургоне является самой важной характеристикой для низкотемпературной автомобильной холодильной системы и обязана быть приведена в паспорте на любую холодильною систему, российскую или импортную. Если вам нужен холодильник для перевозки груза при температуре в фургоне вблизи 0 ºС, нужно всю арифметику проделать для ΔT = 30 ºС и ориентироваться на холодопроизводительность холодильной установки при + 30 ºС на улице и 0 ºС градусов в фургоне.
Следует отметить, что если холодильник способен поддерживать в фургоне - 20 ºС, то он легко обеспечит и температуру 0 ºС. Блок управления любой холодильной установки позволяет задать любую температуру, которая будет поддерживаться автоматически.
Но если холодильная система имеет недостаточную мощность, и температура 0 ºС в данном фургоне является ее предельно достижимой температурой, то - 20 ºС и даже - 5 ºС в фургоне получить никак не удастся! Поэтому не совершите ошибку при выборе холодильной системы! Продавцы нередко "впаривают" покупателю недостаточно мощную систему, так как она намного дешевле. Вспомните при покупке про ту арифметику, которую мы привели в начале статьи. В таких недорогих маломощных системах всегда отсутствует очень важный компонент холодильной системы - клапан оттайки.
Даже тогда, когда холодильная система обеспечивает в фургоне положительную температуру, например: + 5 ºС, ребра испарителя все равно охлаждены до отрицательной температуры ( - 3 / - 5 ºС) и на них образуется иней.
При перевозки продуктов, которые сильно испаряют воду (зелень, цветы, парное мясо), иней образуется настолько быстро, что уже через несколько минут после включения холодильной системы, он полностью забивает пространство между ребрами испарителя, он перестает продуваться вентилятором, и холодильная система практически перестает охлаждать фургон. Температура в фургоне, сначала понизившись, быстро повышается и больше понижаться не будет!
Клапан оттайки (разморозки) по команде с блока управления автоматически обеспечивает совершенно необходимую функцию defrost - периодическое удаление инея с ребер теплообменника.
В автомобильных холодильных системах эта функция обеспечивается за счет обогрева теплообменника испарителя горячим фреоном, поступающим от компрессора непосредственно в испаритель. Путь для горячего фреона в обход конденсаторного блока и ТРВ обеспечивает клапан оттайки, отсутствующий в недорогих холодильных системах.
Периодичность оттайки и ее длительность задаются на блоке управления холодильной установки (обычно периодичность оттайки 2 часа, длительность 20 минут). При необходимости, режим оттайки может быть активирован вручную.
Не совершите вторую ошибку при выборе холодильной системы! Обязательно уточните, присутствует ли в холодильной системе клапан оттайки?
Зная параметры фургона, то есть мощность теплового потока в фургон при рабочих температурах, способ расчета которой приведен выше, можно выбрать холодильную систему.
Правило выбора очень простое: холодопроизводительность холодильной установки при рабочих температурах должна быть не ниже мощности теплового потока в фургон при тех же рабочих температурах. То есть для нашего примера, холодопроизводительность холодильной установки при + 30 ºС на улице и - 20 ºС в фургоне должна быть не меньше 1650 Вт.
Большая холодопроизводительность допускается и даже приветствуется. Меньшая - категорическое нет! Чем мощнее холодильная установка тем быстрее температура воздуха в фургоне будет понижаться до нужной температуры. Это, во-первых, гарантирует сохранность перевозимой продукции, особенно в случае экстремально высокой температуры воздуха, как летом 2010 и 2011 г. и, во-вторых, очень нравится пользователям. Если холодопроизводительность недостаточна, то температура в фургоне понижаться будет очень вяло и скорее всего никогда не достигнет заданной. При этом компрессор холодильной установки будет "долбить" непрерывно, преждевременно съедая свой ресурс, а перевозимые продукты вряд ли сохранят свою свежесть!
Маломощные холодильные системы могут успешно применяться только на маленьких фургонах для ВИС, HD-Porter и подобных.
Следует сказать следующее: если холодильные системы разных производителей имеют сопоставимые по площади теплообменники (испаритель и конденсатор) и сопоставимые по рабочему объему компрессоры, то их холодопроизводительность тоже сопоставима, что бы не утверждала реклама, и как бы вас не убеждали продавцы.